Гюльхар Байрамова / 11.04.2022 / 5 минут

K-pop сквозь века: феномен корейского музыкального искусства

Больше контента и уникальных рубрик в нашем Telegram
Многие любители k-pop часто не задумываются о том, как появилось это направление корейской музыки. Что уж говорить о тех, кто о k-pop знает только то, что под PSY и BTS хорошо “качает”. Сегодня наш автор Гюльхар Байрамова проведет экскурс в корейскую индустрию развлечений и расскажет о долгом пути корейских айдолов к успеху.
Вдохновляющий иностранец

Начать стоит с того, что корейская попса возникла не с песни Gangnam Style, и вообще началась она не с песни. В XIX в. Корея находилась в политической зависимости от Японии и Китая, но при этом пыталась всеми способами противостоять этому давлению. Когда американский миссионер Генри Аппенцеллер направился в Корею с целью распространения протестантизма, он привез с собой и западные народные песни, которые тогда корейцы называли «чанга» (창가).

На эти мелодии начала накладываться корейская лирика. У населения рос интерес к новой музыке, потому что через нее они могли протестовать против иностранного гнета. Одним из первых, но до сих пор популярных жанров в корейской музыке считается «трот» (트로트) - смесь корейской музыки и западных религиозных песен, которая возникла под влиянием Запада.


Одна нация - два пути развития

После Второй мировой войны страна разделилась на Северную и Южную, каждая из которых стала развивать музыку в нужном ей русле. В КНДР она служила идеологии государства, для усиления народного единства.

Республика Корея была оккупирована Соединенными Штатами Америки. Американские солдаты для развлечения открывали здесь клубы и бары, где чаще всего играли американские песни. После окончания в 1953 г. Корейской войны часть американских военных осталась на полуострове, куда стали приезжать и знаменитости: настоящий фурор произвел внезапный визит Мэрилин Монро, которая дала корейским солдатам несколько неподготовленных, но все еще незабываемых концертов.

Западная музыка укоренилась в корейской культуре в 1970-х с возникновением движения хиппи: корейские студенты подражали американской моде, пели западные песни и перенимали у американцев музыкальный стиль.

Через свои песни они протестовали против войны во Вьетнаме и продвигали американские ценности. Из-за этого государству пришлось ввести запрет на либеральные мотивы в песнях, иначе все могло обернуться недовольством старшего поколения, которое помнило обо всех войнах и гнёте. Несмотря на это хиппи-фолк-поп стал настолько популярным, что начали появляться различные шоу, главным из которых стал музыкальный конкурс телевизионного канала MBC, который дал начало современным музыкальным фестивалям в 1977 г.


Родоначальник k-pop

В начале 1990-х корейцы начали использовать разные техники в своей музыке: новые жанры, добавили танцы, смешивали несмешиваемое, и появился родоначальник того, что сейчас мы называем k-pop.

«Родителем» этого направления считается группа Seo Taiji & Boys, которая образовалась в 1992 г., но вскоре, через 4 года, распалась. Хотя группа и просуществовала совсем немного, она успела перепробовать в своей музыке очень много различных стилей: от американской попсы до тяжелого рока и металла.


Трио дебютировало на шоу от MBC с абсолютно неизвестным и новым стилем – с песней "Nan Arayo" (난 알아요, "Я знаю"), жюри оценило их выступление как одно из худших. Тем не менее, новые ритмы, микс попсы и рэпа, оптимистичный текст и танцы настолько поразили слушателей, что вскоре они получили награду от Golden Disc Award – главную музыкальную награду Южной Кореи. "Nan Arayo" также известна тем, что популяризировала рэпа в K-pop и объединила стиль корейской баллады с рэпом, роком и техно.

Seo Taiji & Boys были бунтарями: они выступали против школьной системы в своей песне "Kyoshil Idea"[1] (교실 이데아, "Classroom Ideology") и против правительства с песней «Sidae Yugam»[2] (시대 유감, «пропащие времена»). Вскоре после распада Со Тхэджи отправился в США, а Ли Джуно и Ян Хён Сок основали звукозаписывающие компании. Ян Хён Сок основал YG Entertainment.


Влияние Запада на k-pop

До Seo Taiji & Boys на корейскую музыкальную индустрию в первую очередь влияли американцы и японцы, но после снятия запрета на поездки в 1988 г. корейцам стали доступны музыкальные элементы из других стран.

В 1990-х годах Seo Taiji & Boys использовали технологию MIDI, чтобы создавать рэп, рок и техно. В песнях Seo Taiji & Boys были строчки на английском языке, что стало популярной тенденцией в Южной Корее, началась американизация музыкальной индустрии. Современный k-pop появился благодаря тому, что в своем творчестве Seo Taiji & Boys соединили западные мелодии с корейской балладной музыкой – гибрид. Эта гибридизация и выдвижение на первый план танцевальных движений была одной из фундаментальных причин популярности корейской поп-музыки и способствовала ее проникновению на зарубежные рынки в странах, где и зародилась Корейская волна.

Seo Taiji & Boys ломали все стереотипы: от одежды до самих выступлений, которые теперь включали в себя брейкданс. Они носили одежду, соответствующую стилю их песен: сшитые на манер Запада куртки или рубашки носились вместе с ханбоками. Seo Taiji & Boys первыми использовали «образ сноуборда», который включал темные солнцезащитные очки, лыжные шляпы и большие парки. Кроме того, дреды на головах участников группы в 1993 году вызвали реакционный запрет группы на национальном телевидении.
К празднованию 25-летия Seo Taiji & Boys "TIME: TRAVELER" группа BTS переделала "Come Back Home" в 2017 г., отражая схожее отношение к социальным изменениям, о которых Со Тхэджи говорил в своих песнях. Песни Со были прямолинейными, самобытными и неподвластными цензуре.

В начале XXI века k-pop культура поглотила многие страны мира. Сейчас в Южной Корее ежегодно появляется около 60 айдол-групп. K-pop стал не просто музыкальным жанром, но и популярной культурой, которая ориентирована не только на музыку, но и современную южнокорейскую моду и стиль.


Поколения k-pop

Первое поколение. Оно характеризуется концепцией «поп-песня + рэп + синхронная хореография», которая зародилась вместе с дебютом группы от SM Ent. – H.O.T. в 1996 г. Группа H.O.T. стала первой корейской альтернативой Backstreet Boys, благодаря чему их популярность начала набирать обороты еще с первых песен. Затем появился еще десяток групп, которые исполняли песни с атмосферой американской попсы 1990-х.

Второе поколение. Это “золотой век” k-pop, когда на пике популярности находились такие группы как Super Junior, Girls’ Generation, Big Bang и 2NE1. Но их предшественником стала также группа от SM Ent. – TVXQ, которые вошли даже в книгу рекордов Гиннеса как бойзбенд с самой большой фанбазой (этот рекорд, конечно же, уже побит BTS).

Третье поколение. В 2012 г. вместе с Gangnam Style появилась и группа EXO, которая дала начало третьему поколению. Снова группа от лейбла SM Ent. с абсолютно невообразимым на тот момент для корейцев концептом – целая вселенная одной группы и даже суперспособности у каждого из 12 участников. После них и другие компании начали продюсировать группы с различными концептами, в теориях которых роются их фанаты (чего стоят только огромные треды в твиттере от фанатов BTS, от которых был бы в шоке сам Шерлок). В один ряд с EXO встали BTS, Blackpink, TWICE, Red Velvet, B.A.P, Got7, Mamamoo, EXID, GFriend, iKON, Monsta X и еще дюжина популярных групп.

В отличие от этих поколений четвертое поколение не имеет четких границ, и в него входят более молодые группы, как Stray Kids, TXT, Itzy, ATEEZ и т.д.


Вместо заключения

Многие предполагают, что k-pop начался с песен Psy или ассоциируют k-pop только с BTS. На самом деле это направление в музыке имеет большую историю и несет в себе традиционную корейскую идентичность, которую несмотря на глобализацию пытаются сохранить корейцы.

Вам понравилась эта статья?
Смотрите также:
Made on
Tilda