Франция – родина кинематографа
Всемирно известные французские братья Люмьер не просто изобрели первую камеру, но и задали французский вектор развития кинематографа. Луи и Огюст сняли первый в мире художественный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (1896), изобрели две большие технологии – монтаж и склейку, устроили первый в истории кинопоказ, придумали к нему программу и организовали проведение регулярных киносеансов. Так началась увлекательная эра кинематографа.
Но для братьев Люмьер кино было скорее мимолетным увлечением, а не искусством. «Синематограф — это изобретение без будущего», — сказал Луи Люмьер. Все-таки, в первую очередь французские новаторы были инженерами, а вовсе не драматургами.
Кино смотрит вся страна
Первым человеком, по-настоящему увидевшим кино как самостоятельную форму искусства, был талантливый француз – Жорж Мельес. На своей киностудии в Париже он использовал опыт фокусника для создания нескольких поразительно изобретательных кинолент, таких как «Путешествие на Луну» (1902) – первый научно-фантастический фильм в мире. Удивительные картины Мельеса оказались успешными во всем мире и пробудили ненасытный общественный аппетит к кинематографу, сделав его новой формой массового развлечения.
Между 1920 и 1938 годами количество билетов в кино, проданных в стране, выросло со 150 до 450 миллионов. Фильмы начинает смотреть вся страна. Тем не менее, такая стремительная популяризация не может до конца определить значимость кино в культуре.
Мировое признание французского кино
Эту работу проделали кинематографисты-авангардисты, появившиеся в начале 1920-х годов. Начав эксперименты в области киноязыка, они заложили основу для того, что сейчас в кинематографе называют авторской традицией. В психологической драме «Страсти Жанны д'Арк» (1928) Карлу Теодору Дрейеру удалось создать немое кино, без батальных сцен, лишь посредством поэтики и блистательной актерской игры. Французские режиссеры не просто окончательно закрепили за кинематографом статус искусства, но и положили основу для французской национальной гордости.
Началом мирового признания французского кино можно считать проведение первого Каннского фестиваля в 1946 году, который уже через несколько лет стал самым престижным кинофестивалем в мире. В эти годы очень популярными были такие французские работы, как «Дети райка» Марселя Карне и «Красавица и чудовище» Жана Кокто.
Новая волна
Несмотря на обилие блистательных работ, вскоре Францию наводнили американские фильмы. Французское кино оказалось под угрозой со стороны голливудского конкурента, и казалось, что пришел конец национальному искусству, но в это время в мире кино произошла настоящая революция.
Бум пришелся на 50-е годы, а вместе с ним и слава авторов «новой волны». Они обновили язык кинематографа, отказавшись от линейного повествования, и начали снимать картины по собственным сценариям, что давало полную свободу творчества. Их не интересовало производство однотипных фильмов, ориентированное на получение прибыли, как делали американцы. Новаторский подход изменил французский кинематограф и индустрию в целом, проложив путь современным независимым авторским картинам. Сегодня фильмы "новой волны" знают и любят во всем мире, они стали образцом и нередко вдохновляют современных режиссеров. «400 ударов» Франсуа Трюффо (1959) и «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара (1960) доказали, что авторское кино может быть не только художественно красивым, но и коммерчески успешным.
Параллельно во Франции начинает развиваться жанр комедии, остающийся особо востребованным у зрителей по сей день. Режиссёр Жерар Ури собрал 17,3 миллиона французов на фильме «Большая прогулка» (1966), который более 40 лет занимал место самой успешной картины в национальном прокате, пока его не обогнали две современные комедии «Бобро поржаловать!» (2008) Дани Буна, и «1+1» (2011) Оливье Накаша и Эрика Толедано.
Стоп, снято
Французское кино – это не просто красивые кадры. Это самобытный сюжет и талантливые актеры, проживающие в ленте маленькую жизнь. Это нестандартные режиссеры, которые верили в свои фильмы и достигали мирового успеха. Это много искренности и неподкупной любви. Настоящее “седьмое искусство”.