Стратегия сдерживания, как и гонка вооружений губит человечество. Кубрик чувствовал, что люди умышленно отрицают вполне реальную возможность ядерного уничтожения, и хотел показать, что будет, если общество смириться с насилием. Финальная сцена фильма – кадры взрыва ядерных бомб, под песню с успокаивающим голосом Веры Линн, которая поет зрителю «We'll Meet Again» (“Мы снова увидимся”). Сама камера наконец перестала волноваться и созерцает образы деликатно, нежно, с любовью. Взрыв произошел, и мы должны принять постапокалиптический мир.
Каждый должен посетить Атомное кафе
Успешные переговоры по Кубе, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия и отвлекающая внимание война во Вьетнаме (1955-1975 гг.) – способствовали упадку актуальности ядерной тематики в культуре. Историк Пол Буайе назвал этот период «Эпохой большого сна». Тем не менее повестка ядерного оружия вернулась вместе с напряженностью 80-х гг. в годы президентства Рональда Рейгана (1981-1989 гг.).
Джейн Лоудер и братья Рафферти решили сделать документальный фильм “Атомное кафе” (1982 г.), показывающий нелепость пропаганды ядерного оружия времен Холодной войны. Режиссеры построили Атомное кафе из различных исторических источников: архивных интервью, учебных диафильмов, новостных репортажей, видеоматериалов о военной подготовке, журналистских источников и правительственной пропаганды. Кинолента посвящена времени, когда угроза ядерной катастрофы считалась реалистичной, и была выпущена как раз в тот момент, когда такие страхи появились снова.
Фильм построен в хронологической последовательности, что представляет собой искусно структурированную, но альтернативную временную шкалу гонки вооружений. Начиная с использования американцами атомных бомб с японскими войсками во время Второй мировой войны, напряженность ядерного влияния росла. На протяжении 1950-х и 1960-х гг. пришло осознание того, что однажды использованное оружие может быть применено против себя. Это привело к потоку правительственной пропаганды, патриотических видеороликов, дезинформации и истерии.
Переработанные и выстроенные материалы того времени, не только показывают весь абсурд милитаризма, но и обладают обновленным и пугающим чувством актуальности как в 60-х, так и в 1982 г. или 2023 г.. В фильме используется юмор, чтобы донести главную мысль критики возвращающегося ядерного оружия: «Этот взрыв с безопасного расстояния – одно из самых красивых зрелищ, виденных человеком».