В борьбе за демократию
Правительству Консертасьон под руководством Эйлвина пришлось действовать в условиях жесткой турбулентности: когда с 1973 года систематически нарушались и отрицались гражданские права населения, проводились репрессии, огромная часть людей жила за чертой бедности –страна раскололась на тех, кто продолжал поддерживать военный режим, ведь он принес им столько хорошего, и на тех, кто потерял при Пиночете все – от семьи и близких до каких-то материальных благ. Поэтому вся ответственность за компромиссы и, порой, вина за все происходящее легла на плечи Эйлвина и Консертасьон.
Хотя демократический переход в Чили отличался мирным характером, краеугольным камнем всех изменений внутри страны стал "фактор Пиночета". Не будем забывать, что в отличие от Испании, где Франко умер в 1975 году, старый-добрый старик Пиночет здравствовал и перед уходом с поста лидера страны он сделал все для того, чтобы контролировать процесс демократизации. Аугусто Пиночет задал каркас жёстких требований к тому, как все будет происходить, составил свой график и придумал себе место в новой политической системе. После референдума власти старого режима довольно быстро создали Совет Национальной Безопасности, практически целиком состоявший из высокопоставленных военных, где главным человеком был сам Пиночет – до 1998 года он занимал пост главнокомандующего Вооруженными Силами. Без ведома Совета Национальной Безопасности президент не мог снять с должности ни одного командующего родами войск, самостоятельно выбирать кандидатуры на эти должности и был лишен права как-либо оспаривать статус Пиночета. В один момент Совет превратился в орган, который контролировал правительство, и только полная демократизация армии могла это изменить.
Этическая дилемма
К началу 1990-х годов чилийское общество находилось в состоянии политической конфронтации, которая в 1973 году была задавлена приходом к власти военных, но активизировалась демократическими переменами. Подошел тот рубеж, когда будущее демократического перехода зависело от того, как правительство Эйлвина подойдет к вопросу преступлений режима Пиночета – от этого зависела судьба страны.
Самым справедливым и правильным в этом случае было бы начать открытые судебные процессы и показательное наказание виновных. Но все было не так просто. Еще до выборов 1989 года Пиночет поставил демократам условие: "День, в который вы посмеете тронуть хотя бы одного из моих людей, будет последним днем правления закона". И не стоит недооценивать слова Пиночета, это был не тот человек, который разбрасывался высокими фразами. Влияние генерала на общество в те годы до сих пор оставалось сильным, его поддерживали правые силы общества, с которыми приходилось считаться Консерстасьон, да и в Парламенте они получили 48 из 172 мест, что указывало на неслабую поддержку со стороны населения. Поэтому претензии Аугусто Пиночета и военных на особую роль в жизни Чили имели на то глубокие социально-политические основания, подпитываемые идеологической составляющей. Пиночет мог позволить себе сказать: "Бог избрал нас для выполнения его задач и облегчил нам путь, чтобы мы сделали то, что Он приказал". Такие фразы не могли не сыскать поддержки со стороны право-ориентированных чилийцев. Ситуацию усложнял Закон об амнистии 1977 года, который освобождал военных преступников от любого преследования, ведь они действовали по приказу во имя защиты страны от непоправимой катастрофы, что особо подчеркивается в тексте закона.