Феномен личности Генриха VIIIВ 1509 году Генрих VIII из династии Тюдоров, сын Генриха VII, восходит на престол. При его отце закончилась Война Алой и Белой роз. Произошло возвышение королевской власти из-за создания «нового дворянства», старое было уничтожено во время продолжительной гражданской войны. Появились институты абсолютизма типа Звездной палаты, подчиненной лишь королю.
Генрих VIII априори не должен был стать королем Англии без стечения странных обстоятельств, столь свойственных истории. В 1503 году умирает его родной старший брат Артур, который воспитывался для того, чтобы стать наследником престола.
Генрих воспитывался в лучших католических традициях, чтобы позже занять место архиепископа, поэтому был хорошим богословом и разбирался в католицизме как религиозно-философской системе. Более того, стоит понимать, что Генрих, несмотря на те события, о которых пойдет речь позже, духовно никогда не предавал католицизм. Когда в Европе, в частности, в Германии, происходит протестантский бум после публикации трудов Лютера и Кальвина, Генрих ополчился на них яростной критикой, за что получил титул «защитника веры» от папы римского Льва X. Однако большую часть своего времени до династического вопроса Генрих проводил за бесконечными развлечениями, переложив заботу об английском государстве на своего первого приближенного лица Томаса Уолси, который занимал пост лорда-канцлера с 1515 по 1529 гг.
Другим краеугольным камнем личности Генриха является его крайняя самоуверенность и, как следствие, крайняя импульсивность в принятии решений, которая часто приводила к нерациональным действиям, основанных на эмоциях.
Английское общество и Протестантизм Не будет лишним сказать пару слов о восприятии идей Протестантизма в английском обществе. Опубликованные протестантские труды не могли обойти Англию стороной. Они просочились в английское общество, прежде всего, в интеллигенцию в университетах по типу Оксфорда. Именно там появилась прослойка англичан, которые с позитивом восприняли идеи протестантизма - среди них был и
Томас Кранмер, «отец» английской Реформации. Литература стала появляться в руках мирян, которые на тот момент не имели доступа даже к переведенной на английский язык Библии- лорд-канцлер после Уолси, Томас Мор, считал, что Библия в руках «черни» приведет к росту оппозиционных настроений.
Повод и причины РеформацииОбъективных политических и экономических предпосылок для Реформации в Англии не было. Ситуация в стране была стабильна как плод политики Томаса Уолси, который занимал уникальную позицию в государстве в качестве пожизненного легата (официального представителя папы римского), обладающего высшей церковной властью в Англии. Он подчинил церковь своей воле, в том числе в вопросе о налогообложении и укрепил королевскую власть в стране. Что касается аргумента некоторых историков, что в Англии бушевал антиклерикализм среди общества - большая часть английского католического духовенства не пренебрегала своими обязанностями и была квалифицирована за некоторыми исключениями. Реформация была абсолютистским желанием Генриха VIII.
Некоторые историки называют развод Генриха VIII и Екатерины Арагонской поводом для Реформации, и в этом есть правда. Но не стоит забывать, что для средневековой монархии основой для безопасности и продолжения династии было наличие наследника мужского пола. Екатерина Арагонская пережила свой детородный возраст, родив Генриху 5 детей, из которых выжила только будущая Мария Кровавая. Король беспокоился, что его династия может прерваться. Развод в королевской семье не был каким-то новым явлением, отнюдь достаточно частым. Проблема была в том, что брак Генриха VIII и Екатерины Арагонской еще при Генрихе VII не обошелся без санкции папы Римского Юлия II, так как она была женой его брата Артура - нужно было узнать, является ли брак законным по католическим правилам. Поэтому расторгнуть его единоличным образом без согласия папы Римского не представлялось возможным. Тогда Генрих VIII с энтузиазмом слушал от своих «историков» о вымышленном короле Британии Луции I, которому папа Элевтерий писал о том, что ему не нужны римские законы, так как он глава и государства, и церкви Англии.
Развод привел Генриха к вере в его верховную власть в государстве, а умолять папу расторгнуть он брак видел как унижение. После развода Генрих лично стал отвечать за управление государством, заменив Томаса Уолси на посту лорда-канцлера Томасом Мором, которому приказал заняться делами Реформации, хотя тот не поддерживал в полной мере устремления короля. Как бы то ни было,
в 1529 году создается Парламент Реформации, который заседал до 1536 года и впервые в истории Англии вместе с властью короля обладал всей полнотой власти.
Начало законотворчества Парламента Реформации С 1529 года принимаются важнейшие антипапские законы. В 1533 году Акт об апелляциях, который провозгласил императорский статус Генриха VIII и запретил папе Римскому вторгаться в английские церковные дела. Статуты о церковных налогах (1529), об ограничении выплаты аннатов- сбор в пользу папской казны (1532), о церковных назначениях, об абсолютной отмене выплаты аннатов, о выборах епископов, о сопроводительных письмах (1534) ограничили владение несколькими бенефициями (владения, которые приносили прибыль), запретили приобретать и использовать римские лицензии (хартии), запретили выплачивать деньги Римско-Католической церкви, а также устанавливали право короля назначать архиепископов Кентерберийского и Йоркского и всех иных епископов.
Наконец,
акт о супрематии 1534 года провозгласил, что король Англии является верховным главой церкви Англии, обладающим правом судить священников, возводить в сан, определять финансовую политику монастырей и осуществлять «смотры» или визитации монастырей. Был принят первый репрессивный статут о государственных изменах (1534), который давал право королю казнить тех, кто противится деятельности Парламента Реформации - на основании этого закона был казнен лорд-канцлер Томас Мор. Статут против власти папы (1536) забрал последнее «пастырское» право папы Римского в Англии – толковать Священное Писание при возникновении споров.
Два пути английской РеформацииВ среде английской интеллигенции было 2 крыла, мнения которых о сущности Реформации различались.
Умеренное крыло. Идеологом был епископ Винчестерский Стивен Гардинер. Он считал, что Реформация должна преследовать только политические цели и ограничиться антипапскими законами со снижением уровня влияния папы Римского в Англии к нулю и секуляризацией монастырских земель - изъятие в пользу государства.
Радикальное крыло. Было представлено архиепископом Кентерберийским Томасом Кранмером. По его мнению, антипапские законы и секуляризация должны были стать только началом для создания реальной английской протестантской религии.
Генрих VIII умело лавировал между двумя течениями, чтобы не вызывать недовольства ни у одного из них. С 1534 по 1539 года король Англии опирался на Томаса Кранмера, на радикальное крыло, чтобы решить фундаментальные политические и экономические вопросы – верховенство власти и ликвидацию экономического влияния Папы с последним шагом секуляризацией земель.
Томас Кромвель и секуляризацияПосле принятия акта о супрематии 1534 года
политика Генриха VIII определялась дальновидным Томасом Кромвелем, который занимал должности хранителя королевских украшений, королевского секретаря, лорда-хранителя личной печати и светского наместника Генриха в церковных делах.
Томас Кромвель пытался сделать из королевской Реформации парламентскую, чтобы она проходила от имени Парламента, что было невозможным при абсолютистски настроенном Генрихе VIII. Второй министр Генриха проводил «революцию управления» в политической системе Англии – реформировал неэффективный Совет Англии в Тайный Совет из 19 членов, сделав из него эффективный исполнительный орган, отделил королевские расходы от национального бюджета.
В 1535 году Генрих VIII отправил Томаса Кромвеля провести ревизии католических монастырей, через 6 месяцев он вернулся с «черной книгой» - «Valor Ecclesiasticus».
Необходимость секуляризации монастырских земель определялась тремя причинами:
- Земли подчинялись власти папе Римского, что юридически противоречило верховенству церковной власти короля по “Акту о супрематии”;
- Казна была пуста, Англия была на грани банкротства;
- Генриху нужно было de-facto подкупить знать и джентри, чтобы они были лояльны к его политике.
В результате по надуманным обвинениям на основе Статута о государственной измене к 1539 году было распущено и поставлено под государственный контроль 560 монастырей с годовым доходом 132 тыс. фунтов стерлингов. Деньги были переданы в новообразованный Кромвелем Суд приобретений королевского дохода, а позже в казну поступило еще около 75 тыс. фунтов Стерлингов от продажи золотой и серебряной утвари монастырей.
Секуляризация проходила с неведомыми ранее репрессиями священников, а также уничтожением ценностей, что позже негативно отразилось на духе веры. К 1547 году 2/3 секуляризованной земли были проданы в другие руки по ценам последней оценки. Лишь 69 земель из 1593 были пожалованы полностью или большей частью. От продажи земель выиграли знать и джентри – мелкое «новое дворянство». Церковные аббаты были исключены из палаты Лордов, а на их место поставлены лояльные лица.
Генриху удалось избавиться от последнего оплота церковной оппозиции и укрепить лояльную королевской власти прослойку джентри и знати. Влияния джентри было настолько велико после перераспределения земель, что, например, в графстве Норфолк к началу правления Елизаветы I доля их земель увеличилась с 64% в 1535 году до 75,4%, а доля королевской земли- лишь с 2,4% до 4,8%. Джентри при Тюдорах начали обладать реальной властью, что позже отразилось во время Буржуазной Революции в Англии.
Генрихская Контрреформация Решив все политические и экономические вопросы, после 1539 года Генрих VIII отказывается от радикального крыла Реформации и делает своим советником по религиозным вопросам Стивена Гардинера, неформального лидера умеренного крыла. В 1539 году издается
«Кровавый шестистатейный статут», который отменил «10 статей» 1536 года Томаса Кранмера. «10 статей» были единственным документом Реформации при Генрихе VIII, который обладал протестантской сущностью – например, были приняты таинства крещения, алтаря и покаяния из католичества, а от 2 других отказался. «Шесть статей» устанавливали жесткие наказания вплоть до казни за его нарушение. Этот документ ознаменовал возврат к религиозному статусу-кво, а также установление в Англии абсолютной власти короля.
Вместо выводаРеформация в Англии в эпоху правления Генриха VIII преследовала личные цели монарха установить свое абсолютное господство в политических, экономических и религиозных вопросах. Трудно назвать те преобразования Генриха VIII именно Реформацией, которая по определению должна нести коренные преобразования в вере. После «Шести статей» 1539 года англиканство осталось католической религией по своей сути и протестантской по оболочке. Описанные преобразования важны как институциональное закрепление абсолютизма в Англии посредством примата власти короля над Римско-Католической церковью, которое достигло своего апогея во время правления Елизаветы I.