Недавно с коллегами из Вышки мы запустили дискуссионный клуб "Фонарь", в котором смотрим и обсуждаем кино, а также устраиваем что-то наподобие дебатов с участием видных международников. Первый киносеминар у нас был по фильму "Власть", который рассказывает о жизни Дика Чейни – властного и страшного вице-президента США времен администрации Джорджа Буша-младшего. Красочной фактуры в этой картине не меньше, чем в каком-нибудь боевике с Брюсом Уиллисом, да и поднимает он довольно важный вопрос для международника – как начинаются войны.
Эта вечная для международника дилемма – насколько этично спокойно и осознанно говорить о войне как феномене и бытие – все чаще всплывает в моих разговорах с друзьями и коллегами. Ведь по-настоящему хороший и ценный эксперт в международно-политических вопросах не знает, что такое человеческие эмоции. И как бы патетично это ни звучало, но мы, международники, в идеале должны быть существами безэмоциональными, зачастую лишенными всего человеческого. Конечно, в науке о международных отношениях есть множество судьбоносных и эпохальных произведений о природе военных конфликтов, а многие статьи или книги, которые претендуют на роль универсальной отмычки внешнеполитического бытия, будут снова и снова убеждать вас, что они дали ответ на все существующие дилеммы.
Но в реальности никакой инструктаж, заложенный в мемуарах Генри Киссинджера или в статьях Кеннета Уолтца, не изменит данность, в которой мир делится на сильных и слабых, на тех, кто убежден, что ничего им за причиненные страдания или совершенную подлость не будет, никто их не остановит и не накажет, и всех остальных.
Сегодня многие хотят дать универсальный ответ на вполне нетривиальный вопрос: война – это хорошо или плохо, или это такая же данность общечеловеческого общежития? Однако по-настоящему важный вопрос, который все чаще встречают в лоб международники от своих собеседников – как жить? Как мне кажется, на повестке сегодня стоят чуть менее отвлеченные дилеммы. Например, как выжить. Потому что людей, сделавших ставку на безнаказанность, становится вокруг все больше.